События
ПАТРИАРХ КИРИЛЛ – ПОЧЕТНЫЙ ДОКТОР НАУК ВОРОНЕЖСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
В рамках пребывания в Воронеже, где отмечалось 425-летие города, Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл 18 сентября 2011 г. посетил Воронежский государственный университет, на совместном заседании Ученого совета ВГУ и Совета ректоров Воронежской области прошла торжественная церемония по случаю присуждения ему звания «Почетный доктор ВГУ».
Открывая церемонию, ректор ВГУ профессор Д.А. Ендовицкий подчеркнул большой вклад Патриарха в современное развитие гуманитарных наук и духовно-нравственное воспитание.
В своем выступлении Святейший Патриарх поблагодарил научное сообщество университета и области, отметил значение для себя этого события и опыта работы в академической среде.
В своей речи Патриарх, в частности, сказал:
«… говоря о том, что образование призвано сегодня готовить специалистов, способных трудиться в условиях наукоемкой экономики, мы должны подчеркнуть также, что образование – это не только передача знаний. В конце концов, знания передаются сегодня при помощи Интернета без необходимости посещать учебные заведения. Объем доступной информации сейчас настолько огромный, что человек со способностями может образовывать сам себе весьма эффективно, что, кстати, и происходит. А вот без чего в образовательном процессе невозможно обойтись? Думаю, невозможно обойтись без формирования человеческой личности. Тот, кто получает информацию через Интернет или просто в библиотеке, лишен возможности диалога и контакта с учителем. А кто такой учитель? Учитель – это экскурсовод, который ведет человека по чрезвычайно интересному, захватывающему дух пути овладения знаниями».
«… говоря о том, что образование призвано сегодня готовить специалистов, способных трудиться в условиях наукоемкой экономики, мы должны подчеркнуть также, что образование – это не только передача знаний. В конце концов, знания передаются сегодня при помощи Интернета без необходимости посещать учебные заведения. Объем доступной информации сейчас настолько огромный, что человек со способностями может образовывать сам себе весьма эффективно, что, кстати, и происходит. А вот без чего в образовательном процессе невозможно обойтись? Думаю, невозможно обойтись без формирования человеческой личности. Тот, кто получает информацию через Интернет или просто в библиотеке, лишен возможности диалога и контакта с учителем. А кто такой учитель? Учитель – это экскурсовод, который ведет человека по чрезвычайно интересному, захватывающему дух пути овладения знаниями».
При этом Патриарх заявил, что самым важным в образовательном процессе он считает «передачу некоего культурного кода», главным измерением, главной силой которого является нравственность.
В речи Патриарха содержатся глубокие размышления о роли преподавателя, о значении для человека правильно выбранных жизненных ценностей, об объективном нравственном законе, с которым полностью соотносится традиционный нравственный религиозный закон.
Речь Патриарха была выслушана всеми присутствующими с огромным вниманием. Совет ректоров вузов Воронежской области решил специально обсудить, как широко довести ее положения до преподавателей и студентов, реализовать в практике работы.