События
Проекты создания в регионе опорных вузов обсудили на заседании Совета ректоров вузов Воронежской области
10 декабря в конференц-зале Главного учебного корпуса Воронежского государственного университета состоялось заседание Совета ректоров вузов Воронежской области. В нем приняли участие заместитель председателя Совета Федерации Галина Карелова, первый заместитель министра образования и науки Российской Федерации Наталья Третьяк, губернатор Воронежской области Алексей Гордеев и руководитель департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области Олег Мосолов.
На повестке дня заседания стоял один вопрос «О развитии региональной системы высшего образования», о котором доложил ректор ВГУ, профессор Дмитрий Ендовицкий:
– Вузовское сообщество Воронежской области представлено 16 вузами, из которых 10 – государственные, кроме того, в регионе функционируют 11 филиалов. В вузах области обучаются более 100 тысяч студентов, работают около 6000 научно-педагогических работников. На заседании Совета ректоров 30 ноября единогласно было принято решение о создании в Воронеже трех крупных научно-образовательных кластеров: инженерно-технического, классического (куда войдут естественно-научные, гуманитарные, медицинские науки), и аграрного. Они станут опорными точками для региона, так как изменится стратегия развития профессионального образования, расширится доступ к инновационным технологиям, повысится качество подготовки кадров.
Если провести анализ структуры обучающихся по отраслям, то становится очевидно, что самой крупной областью образования в Воронеже являются инженерно-технические науки (31,7 %). Вместе с тем фундаментальные (естественно-научные), гуманитарные науки и медицина составляют 52,6 %. Область образования «сельское хозяйство» представляется, на первый взгляд, небольшой (7,6%), но учитывая важность этой отрасли для региона в целом, целесообразно также создание агропромышленного университетского кластера. Таким образом, стратегический план развития Воронежской области получит прочный кадровый фундамент. Опережающему экономическому развитию области должны соответствовать качественные и количественные характеристики вузовской системы. Объединение усилий вузов позволит повысить качество образования, что, в свою очередь, станет серьезным фактором выбора будущей профессии абитуриентов. В рамках региональных научно-образовательных кластеров возможно создание организационно-экономических механизмов управления инновационным развитием, способных обеспечить более высокую ступень взаимодействия образования, науки и бизнеса.
После этого слово было предоставлено ректорам ВГТУ И ВГАСУ, которые приняли решение подать заявку на конкурс по созданию регионального опорного технического университета, Владимиру Петренко и Сергею Колодяжному.
– На сегодняшний момент двумя вузами осуществляется полноценная подготовка специалистов и научно-исследовательская работа в авиакосмической, радиоэлектронной области, в кластере электромеханики, строительных материалов и технологий, в транспортно-логистическом и проектно-изыскательском кластере, в кластере химической промышленности, в архитектурно-строительном кластере, где представлена вся специфика предприятий, которые работают на территории Воронежской области. У нас есть перспективные разработки в ядерной энергетике, транспортных системах, сфере информационной безопасности, автоматике управления, вычислительной технике, электронике, радиотехнике и системах связи. Наша приоритетная задача – прием специалистов по заявкам предприятий профильных отраслей, – отметил в своем выступлении Сергей Колодяжный.
Далее слово было предоставлено ректору ВГУИТ Евгению Чертову. Он объявил о том, что коллектив вуза также принял решение подать заявку на конкурс по созданию опорного вуза в агропромышленном кластере. В 2012 году вузом уже было инициировано создание уникальной для России технологической платформы «Технологии пищевой и перерабатывающей промышленности АПК – продукты здорового питания».
– Стоит серьезная задача кадрового обеспечения АПК. Нами был создан проект концепции развития агропромышленного образования Воронежской области. Базовым принципом ее является ребрендинг – необходимо уйти от позиционирования готовящих кадры для АПК вузов как сельско-хозяйственных. Для того, чтобы соответствовать вектору развития области, нам нужен крупный агропромышленный университет, – подчеркнул Евгений Дмитриевич.
После представителей вузовского сообщества перед собравшимися выступила Галина Карелова:
– Сегодня Россия переживает трудные времена, перед нами стоят вызовы, на которые нужно отвечать нам всем, и прежде всего высшей школе, поскольку без вклада ученых, без высококачественной подготовки выпускников не состоится рывок в развитии, не будут найдены пути выхода из сложной ситуации, в которой находится наша экономика. Обозначенные кластеры – стратегически важны для Воронежской области. Потенциал вузов региона всегда был очень высок, в этой сфере работает команда настоящих патриотов страны, – отметила Галина Николаевна.
Самым ожидаемым для всех собравшихся было выступление первого заместителя министра образования и науки Натальи Третьяк.
– Качественное образование – необходимое условие для государства с сильной экономикой. Отрадно сознавать, что все вузы региона на протяжении многих лет демонстрируют высокий уровень подготовки специалистов и научной деятельности. На территории субъекта реализуются все тренды и программы, которые создаются в министерстве – это повышение конкурентоспособности и качества высшего образования, практикориентированность его на нужды и потребности региона. Те примеры образовательных кластеров, которые были сегодня представлены, говорят о том, что вы двигаетесь в правильном направлении. Безусловно, остается важной тема уровня абитуриентов, поступающих в вузы. Начинайте профориентационную работу среди школьников с самого раннего возраста. Кроме того, должна быть расширена работа по взаимодействию с предприятиями: работодателей нужно привлекать в систему определения требований, предъявляемых к выпускникам, должна быть активизирована работа по созданию базовых кафедр и профильных научных центров на базе предприятий. В вузах должны развиваться альтернативные формы образования: интерактивные методики обучения, дистанционное образование, расширение доли практических занятий или самостоятельной работы. Также министерство ориентировано на поддержку вузов, которые работают в привязке к нуждам региона – поэтому появился проект опорных вузов, – наметила ряд направлений деятельности вузов Наталья Владимировна.
Одним из решений, принятых на заседании Совета ректоров вузов Воронежской области, стало решение о вручении памятной медали имени В.И. Воротникова «За большой личный вклад в укрепление и развитие высшей школы региона» члену Совета Федерации, руководителю проекта «500 бассейнов» Николаю Булаеву.
Пресс-служба ВГУ